Calendarium : Статьи
. .
...

История календаря. Хронология

История календаря. Краткий справочник по истории календаря и основам летоисчисления. Затронуты многие темы: основы календаря, египетский и древнегреческий календари, римский республиканский календарь, юлианский календарь, лунно-солнечный церковный календарь, григорианский календарь, вычисление даты Пасхи, исламский календарь, иудейский календарь, календарь Французской революции, история календаря в России и др.

Н. Александрович. Измерение времени и календарь. Глава из учебного курса "Основы астрономии".

И.А. Климишин. Заметки о нашем календаре - один из лучших текстов. Много интересных фактов и цитат. Большинство статей по используемым летоисчислениям опираются на данный источник.

А.М. Эфросман. История календаря и хронология. В статье решается вопрос о происхождении нашего летоисчисления. Как Дионисий Малый определил год рождения Иисуса Христа? Об этом вы узнаете из данного материала.

В. Лаврус. История календаря. "Вечный образ движущийся от числа к числу мы называем временем. Размышляя над этим, человек стал карабкаться на одну из высочайших вершин знания, потому что речь идет о очень важном понятии: пространственно-временном единстве мира..."

Календари Индии. Разнообразие календарных систем. Древний лунно-солнечный календарь. Разнообразие применяемых эр. Создание Единого национального календаря Индии.

Китайский календарь. Зарождение астрономии в Китае. Первые китайские календари. Лунно-солнечный китайский календарь. Сезонный сельскохозяйственный календарь. Развитие календаря. Хронология по династиям и эпохам царствования императоров.

Календарь и хронология майя. В течение длительного времени историки науки утверждали, что очагами мировой культуры являлись лишь страны Африки и Азии. Историки астрономии считали, что их наука зародилась в странах Ближнего Востока (Вавилония, Ассирия, Египет), а также в Древнем Китае и Индии. Однако в последние десятилетия этот взгляд пришлось пересмотреть, так как был открыт еще один очаг культуры. Он оказался расположенным на территории «Нового света» — в Центральной Америке, на землях, занимаемых ныне Гватемалой, юго-восточной частью Мексики и Британским Гондурасом. Особенно интересен полуостров Юкатан, который некогда был населен индейцами майя, создавшими свою самобытную культуру.

Мусульманский календарь. Основы календаря. Лунный календарь. Мусульманская хронология.

Эфиопский календарь. Происхождение календаря. Основы летоисчесления.

Православный календарь. Позиция Церкви

Православный календарь на год. Календарь на текущий год представлен в удобной форме на одной странице.

Вечный календарь v2.5. Программа, позволяющая получать данные о любом дне григорианского или юлианского календаря в период с 100 по 3000 год н. э. В удобной форме предоставляется информация о православном и народном календарях, гражданских праздниках, астрономических данных о Луне и Солнце и др...

Архимандрит Рафаил (Карелин). Календарь как образ времени. Какой календарь лучше, григорианский или юлианский? Почему Церковь живет по старому стилю, а общество - по новому? Верно ли утверждение, что "григорианский календарь точнее юлианского?.." Мнений на этот счет великое множество. Причем большинство в соперничестве двух календарей отдает предпочтение григорианскому. И не удивительно, григорианский календарь используют большинство стран мира, в то время как юлианский - только Русская Православная Церковь. Полная и безоговорочная победа? Давайте же взглянем на этот вопрос с позиции сторонников юлианского календаря.

Дискуссия по календарному вопросу на Всероссийском Поместном Соборе 1917-18 гг. Введение гражданской властью григорианского календаря требовало, чтобы Собор выразил свое отношение к календарной проблеме. Этот вопрос встал на 71-м заседании Собора, которое состоялось 27 января 1918 года. Приводится стенографический отчет обсуждения этого вопроса.

С.С. Глаголев. Сравнительная оценка юлианского и григорианского стилей. Доклад профессора С.С. Глаголева был представлен на 71-м заседании Всероссийского Поместного Собора.

А.И. Георгиевский. О церковном календаре. Святой равноапостольный Константин в 325 году писал из Никеи епископам, не присутствующим на I Вселенском Соборе: "Здесь также рассуждаемо было о дне Святейшей Пасхи, то по общему мнению признано было лучшим, праздновать оную всем и везде в один день... ибо что может быть благолепнее и что приличнее для нас, как не всем по единому уставу и известным образом, непогрешительно праздновать торжественный оный день, в который мы получили надежду воскресения..."

О православном календаре. Особенности русского православного календаря. Структура календаря. Позиция Церкви по отношению к календарю.

А. Чхартишвили. Наши календари. Почему Русская Церковь живет по старому стилю. "Как известно, Русская Православная Церковь пользуется в своем богослужении юлианским календарем, в то время как Российское государство, вместе с большинством стран, с некоторых пор пользуется календарем григорианским. При этом и в самой Церкви, и в обществе время от времени раздаются голоса, призывающие перейти на новый стиль..."

Епископ Григорий (Граббе). Измена Православию путем календаря. Епископ Григорий Граббе (1902-1995) (до 1979 протопресвитер Георгий Граббе) был многолетним управляющим делами и идеологом Русской Зарубежной Церкви, представляя в ней наиболее радикальную антимодернистскую и антиэкуменическую линию и стоял у истоков формирования сообщества "Истинно-Православных" Церквей, охватывающего греческих старостильников, "зарубежников" и катакомбников. В статье излагаются основы той позиции, которая разделяет "старостильников" и "новостильников" в православной среде.

А. Чхартишвили. Пасхалия западных христиан и каноны Православной Церкви. "В 2001 г. по Р.Х. православные христиане и католики праздновали Пасху в один день, 2/15 апреля. Это совпадение представляется хорошим поводом для того, чтобы вспомнить, с каких пор существуют разные пасхалии (т.е. системы расчета даты Пасхи), из каких соображений они составлены, насколько реален возврат к единой пасхалии..."

В.А. Уваров. Сколько лет православной пасхалии? В последнее время в литературе обсуждается возможность датировки православной (изначально александрийской, а также христианской) пасхалии по совпадению дат пасхальных и астрономических полнолуний. Важным моментом в этих исследованиях является вопрос, что следует понимать под словом "полнолуние", которое входит в широко известное правило, связанное с пасхалией: "пасхальное воскресенье - это первое воскресенье после так называемого пасхального полнолуния, т.е. первого полнолуния, которое происходит в день весеннего равноденствия или после него".

Вокруг календаря

История Нового Года. Празднование Нового года у древних народов обыкновенно совпадало с началом возрождения природы и в основном было приурочено к марту месяцу. Постановление считать Новый год с месяца "авив" (т.е. колосьев), соответствовавшего нашему марту и апрелю встречается в законе Моисея. С марта же считалось новолетие и у римлян, до преобразования календаря в 45 г. до Рождества Христова Юлием Цезарем.Римляне в этот день приносили жертвы янусу и начинали с него крупные мероприятия, считая его благоприятным днём.

О реформе календаря. Хотя григорианский календарь очень точен и вполне согласуется с природными явлениями, его современная структура не вполне соответствует потребностям общественной жизни. Уже давно ведутся разговоры об усовершенствовании календаря и даже возникают различные ассоциации по проведению такой реформы.

Я. Гильбурд. Проект постоянного всемирного каледаря. Потребность в замене старых календарей новыми (или - новым), судя по количеству проектов, действительно велика. Во всяком случае - актуальна. Яков Гильбурд предлагает вариант календаря с неделей переменной продолжительности.

Д. Малявин. "Вечные" карманные календари. Под "вечным" календарем обычно понимают систему таблиц, с помощью которой, используя последовательность простейших вычислений, можно узнать день недели любого дня любого года в прошлом или в будущем. Наверное, далеко не все знают, что подобный календарь намного древнее привычной нам современной таблицы на год. Современный вид табель-календарь приобрел только после изобретения печати. Ведь нашим далеким предкам не так и важно было поденное планирование предстоящего года.

Д. Малявин. Из истории календарных реформ в СССР. В августе 1929 года постановлением СНК СССР была введена так называемая пятидневная рабочая неделя. Фактически, это было введением нового, универсального календаря.

Об астрологии

В. Сурдин. Почему астрология - лженаука? Из всех наук только астрономия удостоилась "чести" на протяжении тысячелетий иметь рядом с собой наукообразную тень - астрологию. И хотя, по сути, их пути давно разошлись - астрономия стала одной из самых точных наук, а астрология превратилась в "социальный наркотик" для утешения слабовольных, - именно в нашу эпоху они почему-то сильно сблизились в массовом сознании, настолько, что почти слились по форме, по бытовому словоупотреблению.

С. Куликов. Об астрологии. Возникшее в конце 80-х годов прошлого века массовое увлечение всем непознанным не проходит до сих пор. На страницах массовой печати, появились НЛО, пришельцы, целители-экстрасенсы, предсказатели, астрологи и т.п. И если сейчас "летающей тарелкой" никого уже не удивишь, то интерес к астрологии только возрос. Как никак наступает "эпоха Водолея", а что нас там ждет не известно, точнее известно, но только астрологам. Предлагаемый очерк из книги Сергея Куликова "Нить времен", возможно, поможет многим иначе взглянуть на данный вопрос.

Астрология. Статья центра св. Иринея Лионского. Mатериал подготовлен на основе книг Кеннета Боа «Лабиринты веры» (М., 1992, с. 143–151), Пола Куртца «Искушение потусторонним» (М., 1999, с. 517–523) и Роберта А. Морея «Астрология и христианство» (Новосибирск, 1997), а также с использованием материалов дискуссии на Интернет-форуме диакона Андрея Кураева (темы 509, 527).

О. Угольников. Почему жива астрология? "Тема астрологии до сих пор остается одной из самых часто обсуждаемых и скандальных. И хотя предупреждения о лживости астрологии часто высказывались, причем, как правило, астрономами, астрология быстро завоевывала себе все больше места на страницах газет, на радио и телевидении, в ее плен попадало все большее количество людей..."

А. Кулиш. ГЛОБАльная катастрофа духа. "...подрастает целое поколение считающее: когда мы говорим православие, подразумеваем - астрология, когда говорим астрология, подразумеваем - православие. Очень многим хотелось, что бы это были на самом деле близнецы братья. Но реальность-то совсем иная..."

М. Плотников. Евангельские волхвы и астрология. Те из астрологов, которые пытаются доказать отсутствие противоречий между астрологией и христианством, часто ссылаются на евангельский рассказ о поклонении волхвов Младенцу Иисусу.