Пречистая
Это христианский праздник или, точнее, цикл праздников, связанных
с именем Пречистой Девы Марии: 28 августа отмечают Успение Божией Матери,
21 сентября - Рождество Богородицы и 14 октября православные празднуют
Покров Пресвятой Богородицы. В народном календаре эти праздники известны
как Первая, Вторая и Третья Пречистая.
Наиболее важное место отдается Первой Пречистой. В земледельческом календаре
Первая Пречистая практически подменила Третий Спас (Хлебный), которому она
предшествует. Дело в том, что в этот период основные богослужения в церкви
проходят в день Успения. К этому празднику был приурочен языческий
земледельческий обычай освящения зерна, без которого набожный селянин не мог начать посевную.
В начале сева в доме совершали ритуальное застольное моление. Хозяин празднично
одевался, на стол застилал чистую скатерть, ставил на его освященные семена,
в них - зажженную свечу, опускал туда просвиру - кусочек булочки, освященной
на Пасху, и кусочек припрятанного пасхального пирога. Всей семьей молились Богу,
а затем хозяин слаживал все со стола в корзину, брал с собой освященную вербу,
шел на свой нарез и начинал сеять.
Просвиру, крестик и часть пирога закапывали на краю поля либо приносили домой и
съедали всей семьей во время ужина.
|
Август – жнивень, разносол. Что в
августе соберешь, с тем зиму и проведешь.
В августе до обеда лето, после обеда осень.
Стрижи улетают – скоро осень.
Далее все даты по новому
стилю (в скобках – по старому).
1(19 июля) Если на
Макриду мокро – вся осень будет мокрая. Смотри
осень по Макриде.
2(20 июля) Илья Пророк. В этот день ожидали дождя и
грома. Это день назвали "сердитым". В этот
день никто не должен работать.
На Илья до обеда – лето, после обеда – осень.
С Ильина дня вода стынет.
До Ильи мужик купается, а с Ильи – с рекой прощается.
Илья Пророк два часа уволок.
До Ильи и под кустом сушит, а после Ильи и на кусту
не сохнет.
На Ильин день перегоняют пчел, подчищают улья,
подрезывают первые соты, которые, впрочем, не в
корысть; оттого говорят: богат как ильинский сот
(беден).
Муха до Ильи кусается, а после запасается.
В Ильин день собак и кошек в избы не впускают
(боясь грозы).
Во что Илья, в то и Воздвиженье.
4(22 июля) День Марии Магдалины.
В лесах поспевала черника и начинался сбор ягод
(красной и черной смородины). Коли на Марьи
день росы, то льны будут серы и косы. В этот день ометают оконницы березовым веником, оставленным с Троицы.
5(23июля) Цуд и Трифон
бессонники. К этому времени созревают ранние
посевы озимого и даже ярового хлеба и наступает
жатва хлебов.
6(24 июля) На Бориса и Глеба за хлеб не берися
(не жни).
7(25 июля) Анна Зимоуказательница. Какова
погода на Анну до обеда – такова зима до декабря. Какова погода после
обеда – такова погода до марта. С Анны начинаются холодные утренники.
9(27 июля) День Николая кочанника.
Полагают, что в этот день капуста свертывается в
кочаны.
12(30 июля) Посеянная на Силу рожь –
сильнее родится.
14(1) Медовый Спас. Спас на
воде. Мокрый Спас. Маковей. В этот
день пчеловоды подрезывали ульи с медом и несли
соты нового сбора для освящения в церковь. На
этот день варили медяные квасы для угощения
гостей. На Первый Спас освящали мак, женщины пекут с нового хлеба
пироги с маком. На Мокрый Спас последний раз купали
лошадей. С Первого Медового
Спаса – холодные росы.
15(2) День Степана сеновала.
В этот день лошадей, выкупанных на первый Спас,
поили "через серебро" – в колодец клали серебряный пятак. Начинали
косить новую траву, отаву – "второе сено". Каков Степан-сеновал,
таков и сентябрь.
16(3) День Антона вихровея. Если в этот день дует
ветер с южной стороны и кружатся по дороге
пыльные бури, то надо ждать зимы больших снегов.
Каков Антон-вихровей, таков и октябрь.
17(4) На Евдокию (Авдотья-малинуха)
убирают чеснок и лук, срывают огурцы. Начинают
собирать малину. Какова Авдотья, таков и ноябрь.
18(5) День Евсигнея житника. Каков
Евсигней, таков и декабрь. В этот день заклинают
жито, обращаясь на все четыре стороны и призывая
мать сыру землю.
19(6) Яблочный Спас. С этого
дня разрешается есть садовые плоды и огородные
овощи (до этого только огурцы). Плоды урожая
освящали в церкви и разговлялись яблоками. К
этому дню поспевают яровые хлеба. После Второго
Спаса дождь –
хлебогной. Пришел Второй Спас
– бери рукавицы про запас. Со
Спасо-Преображения – погода преображается.
Встреча осени, осенины, провожая закат солнца в
поле с песнями. Каков Второй Спас, таков и январь.
23(10) Коли на Лаврентья вода тиха, то
и осень будет тиха и зима не вьюжная.
24(11) Полагают, что на Свила в ночь на
могилах ходят разные привидения, слышны свист,
вой и песни и бегает белый конь.
27(14) Если на Михея тихий ветер – к
ясной осени, буран – к ненастному сентябрю.
28(15) Успение.
Начало молодого бабьего лета (до 14 сентября, с 14
сентября по 21 сентября н.с. – старое бабье лето). До Успенья пахать – лишнюю копну нажать. С
Успенья солнце засыпает. Этот день еще назывался
"Спожинки" ("Госпожинки"). Перед
Спожинками ходили на реки и озера наблюдать за
водой. Если вода не волнуется ветром и лодки
стоят спокойно, то осень будет тихая, а зима без
метелей. На Успение огурцы
соли.
29(16) Ореховый Спас. Спас на
полотне. Хлебный Спас. Малый Спас. В этот день было принято открывать
тогровлю полотнами. В этот же день было принято
гадать об урожае будущего года. Хорошо если Спас
на полотне, а хлебушко на гумне. Существовало
поверье, что ласточки отлетают три раза, в три
Спаса.
31(18) Лошадиный праздник,
кропят их на Флора и Лавра. На лошадях не работают,
чтоб падежа не было.
|