Calendarium : Лето. Календарь народных примет и обычаев
. .
...
Cодержание
. .
...

Народные приметы и обычаи

Лето

Шишкин И. Дубы

Если в хорошую погоду на муравейнике не видно муравьев – к непогоде.

Комары и мошки сильно кусаются – к дождю.

Комары толкутся – к хорошей погоде.

Пчелы летают вблизи улья – перед дождем, залетают далеко в поле – к хорошей погоде (см. 2 июля).

Перед дождем рыбы выскакивают из воды и ловят мошкару.

Лягушки прыгают по берегу и днем квакают – жди дождя.

Жаворонки с утра не поют – будет дождь или вовсе плохая погода.

Соловьи поют всю ночь – будет солнечный день.

Ласточки летают низко – перед дождем.

Сильная роса – к ясному дню.

Радуга утром – к дождю, вечером к хорошей погоде.

Дождь сквозь солнце – к ненастью.

Вечером сильно стрекочут

Июнь

Куинджи А. Березовая роща

Троица

На седьмой недели после Пасхи, в воскресенье, празнуется Троица. Зовется эта неделя зелеными святками. В эти дни празднуют прощание с весной и встречу с летом, прославляют зеленеющую землю и березку.

Дома и улицы украшали березовыми ветками, в церковь прихожане приходили с букетами цветов, веточками березы, а пол в храме устилали зеленой травой. Этот обряд означал: зелень должна обеспечить плодородие, урожай, принести здоровье живущим в доме и домашнему скоту.

В этот день для девиц пекли "козули" – круглые лепешки с яйцами в виде венка. Эти козули вместе с яичницей, пирогами, квасом состовляли обрядовую трапезу, которую девушки устраивали в роще после "завивания березки", то есть украшения ее ленточками, цветами, плетения венков из ее тонких ветвей. Через эти венки девушки кумились – подходили попарно, целовали друг друга, иногда менялись нательными крестиками и приговаривали: "Покумимся, кума, покумимся, нам с тобою не браниться, вечно дружиться". После этого березку срубали и с песнями несли в деревню, ставили ее в центре улицы, водили вокруг березки хороводы и пели особые, троицкие, песни.

Май творит хлеба, а июнь – сено.

Знойный июнь – на рыбалку плюнь.

В июне ночи теплые – жди изобилия плодов.

На восходе солнца душно – жди ненастья.

Сильные росы в июне – к плодородию, частые туманы – к урожаю грибов.

Далее все даты по новому стилю (в скобках – по старому).

3(21 мая) На Елену леносевку и Константина сеют лен и гречиху.

7(25 мая) День Ивана - медвяны (вредные) росы. Если в этот день на рябине много цветов, то будет хороший урожай хлеба. Лечебные зелья кладут под Иванову росу.

8(26 мая) В этот день сажали божья коровку на руку; если она с руки полетела - к вёдру (сухая погода); если же осталась сидеть - погода не изменится; если же поползет - к ненастью.

10(28 мая) День Евтихия Тихого. Если в этот день тихая погода - будет хороший урожай.

11(29 мая) День Федосии колосеницы; около этого дня начинает идти в колос озимый хлеб.

12(30 мая) День Исакия змеевника. Полагают, что в этот день змеи станицами ходят по лесам. На Исаакия сажают бобы.

13(31 мая) День Еремия распрегальника. Конец посева яровых хлебов; выпряжка волов и лошадей из рабочих хомутов и ярма.

14(1) Устинов день. Если на Устина и Харитона пасмурное утро, то будет хороший урожай яровых.

16(3) День Лукьяна-ветреника. Если на Лукиана южный ветер – к урожаю яровых, северо-западный – к дождливому лету, ветер с северо-востока сулит беспрерывный дождь. Если в этот день идет дождь, то будет грибная осень.

17(4) Митрофан-красный сарафан. В этот день появляются яркие зори. На полянах начинает краснеть земляника.

19(6) На Иллариона – начало прополки посадок.

21(8) Если на Федота Стратилата гром по утру – не к добру: мужик с сеном не уберется.

22(9) Киррилов день. Начало лета.

23(10) Радуга в Тимофеев день – к голодному году.

26(13) День Акулины-сдерихвостки.
Около этого дня появляется много мошек, комаров, оводов, пауков и других насекомых, беспокоящих лошадей и скот, отчего он бегает по пастбищу и отхлестывается хвостом.
День Акулины гречишницы.
Полагают, что с этого дня должно начинать сеять гречиху (по другим источникам либо за неделю до Акулины, либо спустя неделю). В этот день мирская каша для нищих. Праздник каш.

27(14) Елисей Гречкосей. Если день дождливый, то еще семь недель будет с дождями.

29(16) На Тихона и птицы затихают (кроме соловья).

30(17) День Мануила. Вечерняя радуга в этот день предвещает хорошую погоду; багровый закат - сильный ветер и ненастье. На св. Мануила солнце застаивается.

Июль

Поленов В. Заросший пруд

Иван Купала

Рождество Иоанна Предтечи совпало с древним славянским праздником летнего солнцеворота – одним из важнейших праздников народов языческой Руси. Этот праздник праздновался в честь древнеславянского бога плодородия, урожайного лета и лекарственных растений Купалы. В честь него проводились два традиционных очистительных обряда – купание в воде и прыганье через огонь (очищение огнем и водой).

В христьянской Руси праздник Ивана Купала отмечали не менее весело и торжественно. На празднестве опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав и цветов, водили хороводы, пели песни, разжигали костер и прыгали через него. Иногда в середину костра ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом, которое символизировало солнце. Над кострами матери сжигали одежду больных детей – считалось, что после этого болезни уйдут.

В ночь на Ивана Купалу девушки опускают на реку венки с жаженными лучинками или свечками. Если венок тонет, милый разлюбит и выйти замуж за него не удастся. Чей венок проплывет дольше всех – обретет счастье.

С днем Ивана Купала связывали различные чудеса. По поверьям в эту ночь нельзя было спать, так как она самая короткая в году и всякая нечисть буянила во время нее с особой силой.

По народному преданию, в полночь на Ивана Купалу расцветает папоротник и открываются все клады зарытые в земле.

Роса, собранная до восхода или при восходе солнца, считается целебной при болезнях глаз. Нужно, чтобы больной сам умылся ею. Купаловской росой также кропят кровати, чтобы не водились клопы.

Июль – макушка лета – устали не знает, все прибирает.

В июле на дворе пусто, а в поле густо.

В июле солнце без огня горит.

Далее все даты по новому стилю (в скобках – по старому).

1(18 июня) Если на Ипатия на рог месяца можно ведро повесить – две недели будет сухая погода.

2(19 июня) День Зосимы и Савватея, покровителей пчел. Если пчелы летят к своим ульям, то следует ждать дождя. Перед засухой пчелы становятся злее, чаще жалят. Если спокойно сидят возле ульев - к сильной жаре.

3(20 июня) День Мефодия Перепелятника. В этот день часто идут дожди и грозы. Если на Мефодия дожди, то идти им с перерывами в течение 40 дней.

6(23 июня) Аграфена (Агрипина) купальница. Начало купания в реках, так как вода в это время уже достаточно прогрелась. Моются и парятся в банях.

7(24 июня) День Ивана Купала.

В Иванов день, как и накануне его, раскладывают костры, зажигают, прыгают через них, а также купаются в воде и росе, пляшут вокруг дерева. В этот день на лысой Киевской горе собираются ведьмы, колдуны и т. п., проказы домовых, водяных, русалок, леших и т. п. В полночь на Ивана Купала расцветает папоротник. Если на Ивана Купала сильная роса – к урожаю огурцов, ночь звездная – много будет грибов.

9(26) В день Давида земляничника поспевает земляника.

10(27 июня) Если на Самсона дождь – семь недель дождь (до бабьего лета).

12(29 июня) Петр и Павел час убавил. Коли дождь на Петров день – сенокос будет мокрый.

14(1) День Козьмы и Демьяна. Хороший дождь с крупными каплями предвещает грибное лето. Появление желтизны на листьях - ранняя осень.

17(4) День Андрея Наливы. Подготовка к снятию урожая озимых. Озими в наливах, а греча в исходе.

18(5) Если на Афанасия вечером играет месяц, то обещает хороший урожай.

19(6) Еремеев день. Всякий Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать и когда в скирды убирать. В этот день непременно нужно окончить посев.

21(8) На Казанскую всегда гроза бывает. С Казанской начало самой сильной жары. Коли к Казанской черника поспевает, так поспеет и рожь.
Прокофьев день. Начало сенокоса.

24(11) День Афимьи (Евфимия) стожарницы. В эту пору на покосах появляется стоги сена.

28(15) Не жни на Кирика и Улиты - маньяки (видения) увидишь.

29(16) Финогена володки. В этот день, когда начинают жать, оставляют на ниве несколько колосьев на корню, и этот несжатый клочок называется: володка на бородку. На Афиногена пташки задумываются.

Август

Венецианов А. На жатве

Пречистая

Это христианский праздник или, точнее, цикл праздников, связанных с именем Пречистой Девы Марии: 28 августа отмечают Успение Божией Матери, 21 сентября - Рождество Богородицы и 14 октября православные празднуют Покров Пресвятой Богородицы. В народном календаре эти праздники известны как Первая, Вторая и Третья Пречистая.

Наиболее важное место отдается Первой Пречистой. В земледельческом календаре Первая Пречистая практически подменила Третий Спас (Хлебный), которому она предшествует. Дело в том, что в этот период основные богослужения в церкви проходят в день Успения. К этому празднику был приурочен языческий земледельческий обычай освящения зерна, без которого набожный селянин не мог начать посевную.

В начале сева в доме совершали ритуальное застольное моление. Хозяин празднично одевался, на стол застилал чистую скатерть, ставил на его освященные семена, в них - зажженную свечу, опускал туда просвиру - кусочек булочки, освященной на Пасху, и кусочек припрятанного пасхального пирога. Всей семьей молились Богу, а затем хозяин слаживал все со стола в корзину, брал с собой освященную вербу, шел на свой нарез и начинал сеять.

Просвиру, крестик и часть пирога закапывали на краю поля либо приносили домой и съедали всей семьей во время ужина.

Август – жнивень, разносол.

Что в августе соберешь, с тем зиму и проведешь.

В августе до обеда лето, после обеда осень.

Стрижи улетают – скоро осень.

Далее все даты по новому стилю (в скобках – по старому).

1(19 июля) Если на Макриду мокро – вся осень будет мокрая. Смотри осень по Макриде.

2(20 июля) Илья Пророк. В этот день ожидали дождя и грома. Это день назвали "сердитым". В этот день никто не должен работать.
На Илья до обеда – лето, после обеда – осень.
С Ильина дня вода стынет.
До Ильи мужик купается, а с Ильи – с рекой прощается.
Илья Пророк два часа уволок.
До Ильи и под кустом сушит, а после Ильи и на кусту не сохнет.
На Ильин день перегоняют пчел, подчищают улья, подрезывают первые соты, которые, впрочем, не в корысть; оттого говорят: богат как ильинский сот (беден).
Муха до Ильи кусается, а после запасается.
В Ильин день собак и кошек в избы не впускают (боясь грозы).
Во что Илья, в то и Воздвиженье.

4(22 июля) День Марии Магдалины. В лесах поспевала черника и начинался сбор ягод (красной и черной смородины). Коли на Марьи день росы, то льны будут серы и косы. В этот день ометают оконницы березовым веником, оставленным с Троицы.

5(23июля) Цуд и Трифон бессонники. К этому времени созревают ранние посевы озимого и даже ярового хлеба и наступает жатва хлебов.

6(24 июля) На Бориса и Глеба за хлеб не берися (не жни).

7(25 июля) Анна Зимоуказательница. Какова погода на Анну до обеда – такова зима до декабря. Какова погода после обеда – такова погода до марта. С Анны начинаются холодные утренники.

9(27 июля) День Николая кочанника. Полагают, что в этот день капуста свертывается в кочаны.

12(30 июля) Посеянная на Силу рожь – сильнее родится.

14(1) Медовый Спас. Спас на воде. Мокрый Спас. Маковей. В этот день пчеловоды подрезывали ульи с медом и несли соты нового сбора для освящения в церковь. На этот день варили медяные квасы для угощения гостей. На Первый Спас освящали мак, женщины пекут с нового хлеба пироги с маком. На Мокрый Спас последний раз купали лошадей. С Первого Медового Спаса – холодные росы.

15(2) День Степана сеновала. В этот день лошадей, выкупанных на первый Спас, поили "через серебро" – в колодец клали серебряный пятак. Начинали косить новую траву, отаву – "второе сено". Каков Степан-сеновал, таков и сентябрь.

16(3) День Антона вихровея. Если в этот день дует ветер с южной стороны и кружатся по дороге пыльные бури, то надо ждать зимы больших снегов. Каков Антон-вихровей, таков и октябрь.

17(4) На Евдокию (Авдотья-малинуха) убирают чеснок и лук, срывают огурцы. Начинают собирать малину. Какова Авдотья, таков и ноябрь.

18(5) День Евсигнея житника. Каков Евсигней, таков и декабрь. В этот день заклинают жито, обращаясь на все четыре стороны и призывая мать сыру землю.

19(6) Яблочный Спас. С этого дня разрешается есть садовые плоды и огородные овощи (до этого только огурцы). Плоды урожая освящали в церкви и разговлялись яблоками. К этому дню поспевают яровые хлеба. После Второго Спаса дождь – хлебогной. Пришел Второй Спас – бери рукавицы про запас. Со Спасо-Преображения – погода преображается. Встреча осени, осенины, провожая закат солнца в поле с песнями. Каков Второй Спас, таков и январь.

23(10) Коли на Лаврентья вода тиха, то и осень будет тиха и зима не вьюжная.

24(11) Полагают, что на Свила в ночь на могилах ходят разные привидения, слышны свист, вой и песни и бегает белый конь.

27(14) Если на Михея тихий ветер – к ясной осени, буран – к ненастному сентябрю.

28(15) Успение. Начало молодого бабьего лета (до 14 сентября, с 14 сентября по 21 сентября н.с. – старое бабье лето). До Успенья пахать – лишнюю копну нажать. С Успенья солнце засыпает. Этот день еще назывался "Спожинки" ("Госпожинки"). Перед Спожинками ходили на реки и озера наблюдать за водой. Если вода не волнуется ветром и лодки стоят спокойно, то осень будет тихая, а зима без метелей. На Успение огурцы соли.

29(16) Ореховый Спас. Спас на полотне. Хлебный Спас. Малый Спас. В этот день было принято открывать тогровлю полотнами. В этот же день было принято гадать об урожае будущего года. Хорошо если Спас на полотне, а хлебушко на гумне. Существовало поверье, что ласточки отлетают три раза, в три Спаса.

31(18) Лошадиный праздник, кропят их на Флора и Лавра. На лошадях не работают, чтоб падежа не было.